ВОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
Возраст
5-6 лет — это старший дошкольный возраст.Он
является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка,
интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в
ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я»,
половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей
гендерной принадлежности по существенным признакам.
Важным
показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе
и другим.
Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать
личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между
взрослыми или взрослым и ребенком.
90%
всех черт личности ребенка закладывается в возрасте!
5-6
лет очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая
потребность в этом возрасте - потребность в общении и творческая активность. Общение детей
выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих
чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая
активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия
для развития у детей творческого потенциала.
Ведущая
деятельность - игра,
в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё
поведение, придерживаясь роли.
В ЭТОМ
ВОЗРАСТЕ ВАШ РЕБЁНОК:
Продолжает
активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и
сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти
24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к
миру, который для него пока сложен и малообъясним.
С
трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и
поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ,
желая заполучить то, что хочет.
Готов
общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с
равными себе.
Постепенно
переходит от сюжетно - ролевых игр к играм по правилам, в которых
складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в
других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль —
со стороны его товарищей по игре.
Стремится
к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но
ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Желает
показать себя миру.
Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его
самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому
ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими»
поступками.
Очень
хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые
дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть достаточно
существенной.
Может
начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много
«неудобных» для родителей вопросов.
Начинает
задавать вопросы, связанные со смертью.
Могут
усиливаться страхи,
особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.
МОЖЕТ
УМЕТЬ:
МАТЕМАТИКА
1. Определять
направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.
2. Может
считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.
3. Может
понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?
4. Может
различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной
формы.
5. Может
знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг,
треугольник, трапеция, ромб.
6. Может
уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
7. Может
знать прямой и обратный порядок числового ряда.
ЛОГИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ
1. Может
отвечать на такие вопросы «как...».
2. Может
находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.
3. Может
уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ
(придумать конец).
4. Может
разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы
общий признак.
ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР.
Может
знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и
электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых
мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.
РАЗВИТИЕ
РЕЧИ
1.Может
называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет,
как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.
2. Может
знать домашний адрес, номер домашнего телефона
3. Может
знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.
4. Может
отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от
вопросительного, может уметь их использовать.
5. Может
формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.
6. Может
знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему
произведений. Рассказывать их с выражением.
НАВЫКИ
ОБИХОДА
1. Может
звонить по телефону.
2. Может
знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу.
3. Может
уметь вести себя за столом.
4. Может
самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.5. Может
застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
6. Может
знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и
состоянием одежды.
7. Может
знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где
можно переходить дорогу.
8.
Может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.
ВАМ
КАК ЕГО РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО:
С
уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического
мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру
воображения.
Поддерживать
в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя
развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их.
Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного
творчества.
Быть
внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его
желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно
помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и
выдержать.
Обеспечивать
ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае его
эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе
рассматривая варианты выхода из нее.
Обеспечивать
общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с
ребенком, обсуждая совместные планы.
Постепенно
снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой разнообразные
задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и
поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Помнить,
что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на
просьбу о помощи, чем на требование и обязанность. Осознавать, что,
обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую»
позицию.
По
возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных
для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы,
которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему
специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом.
На
вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с
вашими, в том числе и религиозными, представлениями.
Помогать
ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не
призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему,
разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания
страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и
постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее
страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

Комментариев нет:
Отправить комментарий