Дефектолог спешит на помощь


Дефектология – это наука, совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику.
Учитель-дефектолог – это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребёнка. Основные формы работы дефектолога – подгрупповые и индивидуальные занятия. Главная задача дефектолога - определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать посильную психологическую и консультативную поддержку родителям. 


НОЖНИЦЫ– МОЩНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ВАШЕГО  РЕБЕНКА!

 Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок успешно развивался: вовремя пошёл и заговорил, умело выражал свои чувства и эмоции, легко находил друзей, схватывали на лету новые знания и хорошо учились в школе. Для этого очень важно гармоничное развитие мозга ребёнка. В дошкольный период идёт активное формирование мозговых структур и развивается интеллект. Именно поэтому многие специалисты используют в своей работе различные  нейротренажёры, которых сейчас существует великое множество. В качестве альтернативы, дома мы рекомендуем использовать простые  НОЖНИЦЫ.

Ножницы - отличный нейротренажёр, который всегда есть под рукой!  При работе с ножницами задействуются оба полушария головного мозга, так как во время вырезания задействованы обе руки: одной ребёнок держит лист бумаги и двигает его, другой держит ножницы и вырезает.  При этом руки должны работать зеркально: левая поворачивает листок, правая идёт навстречу, разрезая лист бумаги (если у ребенка ведущая рука левая, то правая поворачивает листок, а левая идёт навстречу). При этом приходится использовать все пальцы руки не синхронно. Каждый палец выполняет свою работу.
Кроме того, ножницы развивают координацию «глаз-рука» (основа письма). Мелкую моторику (тоже про письмо). Моторное планирование (письмо и красивая речь). Пространственное восприятие (основа математики). Внимание и контроль (без них не обходится ни один сложный̆ навык).
Если вы хотите, чтобы в будущем ваш ребенок красиво писал и учился в школе – чаще давайте ему в руки ножницы!
Что важно знать родителям при работе с ножницами?!

Выбираем правильные ножницы для ребёнка

-  В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в руке ребенка;

- Ножницы для детей должны быть с округлыми концами, что позволяет снизить вероятность получения детьми травм;
-  Ножницы не должны быть тугими, так как у ребенка еще слабые пальцы;
- Держатель должен быть изготовлен таким образом, чтобы он хорошо лежал в руке, но лучше выбрать ножницы с универсальным держателем;
- Обратите внимание на рисунок и цвет ножниц, на первый взгляд, эти особенности кажутся незначительными, но всё же они имеют некоторое значение. Желательно, чтобы ножницы были единого цвета, без рисунков, отпечатков и т. д. Все эти элементы только отвлекают внимание ребёнка и утомляют глаза, которые должны быть сфокусированы на линии разреза;
- Если ребенок – левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).

Как правильно держать ножницы?

1. Пусть ребенок проденет кончик среднего пальца в другое колечко.

2. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).
3. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.
4. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно.

Правила безопасности:

1. При работе ребенка с ножницами с ним рядом должен присутствовать взрослый.       

2. Ножницы нельзя брать без разрешения.
3. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
4. При работе внимательно следите за направлением разрезания.
5. Не держите ножницы лезвием вверх.
6. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
7. Не режьте ножницами на ходу.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Владение ножницами — один из показателей развития ребёнка. В 4 года в норме развития он уже должен владеть ножницами. Учитывая это, на наших занятиях мы часто подбираем игры и упражнения для овладения этим навыком.

         Для закрепления мы рекомендуем родителям выполнять игры и упражнения дома, которые вы можете скачать  или взять у дефектолога.

"МОТОРНАЯ ИМИТАЦИЯ, КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 

В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ"

Работа с неговорящими детьми – долгий процесс, включающий в себя несколько этапов. Это и работа над пониманием речи и развитие коммуникативной базы.  Отдельное внимание уделяется формированию моторной имитации.
Моторная имитация  - это способность ребенка повторять движения и звуки, которые он видит и слышит вокруг себя. Она является естественным механизмом обучения ребёнка. В первую очередь она нужна для:
- развития речи;  
- обучению бытовым навыкам;
- игре и коммуникации (подражание играм, поступкам);
- занятию спортом и танцами.
Для обучения ребёнка моторной имитации он должен уметь смотреть на взрослого; сидеть напротив; выполнять простые инструкции. Из этих навыков складывается учебное поведение.
Преграды:
- нарушение визуального восприятия (ребенок плохо считывает движения взрослого);
- моторная неловкость (мозг плохо координирует движения);
- сенсорная чувствительность (некоторые движения, например пальчиковые игры, подсказки могут быть неприятными ребенку и вызывать протест или возбуждение).
Путь развития речи идёт от имитации движений крупной моторики, через имитацию движений мелкой моторики к имитации движений языка и губ. Обучение начинается с того этапа, на котором возникают трудности, если это движения крупной моторики, учим ребёнка выполнять простые движения - прыгать как зайчик или поднять руки вверх. Обучение проходит через инструкцию: «Делай как я», взрослый показывает движение. Если ребёнку трудно повторить самостоятельно, подкачается педагог, он выполняет этот движение руками ребенка. Постепенно помощь педагога снижается.
Со временем, ребенок должен понимать такие команды, как «попрыгай», «похлопай», «покажи язык», знать части тела: «рука», «нога», «голова», «палец» и др.
Если движения крупной моторики не вызывают трудностей, работа строится от мелкой моторики. Используются движения пальцев рук – «руки в замок», «колечко», «пальчики здороваются», «указательный жест», «постучать кулачками».
Если и эти движения выполняются по подражанию без затруднений, то можно приступить к имитации движений артикуляционного аппарата. Можно попросить ребёнка – «широко открыть рот», «улыбнуться», «губы трубочкой», «язык к носу/подбородку».
Далее работа строится по этапам:
- вызывание гласных звуков
- вызывание слогов
- отработка слов
- формирование фраз
- развитие грамматического строя
Таким образом, путь развития речи с помощью моторной имитации проходит все этапы онтогенеза (от гуления к развёрнутым высказываниям).

«КАК РАЗВИВАЕТСЯ ВАШ РЕБЕНОК?»

Сенсомоторное развитие детей от 4 до 5 лет 

Сенсомоторика – координация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Умение управлять движением и эмоциями, согласованность зрения и движения, движения и слуха. 
«Не умею рисовать …», «Не люблю собирать пазлы …», «Не могу ничего склеить …», «Завяжи мне бантик, у меня не получается …». Очень часто приходится слышать такие слова?
Почему некоторые дошкольники не любят рисовать или делать аппликации? Почему им трудно бегать или прыгать, ездить на велосипеде, одеваться и раздеваться, завязывать бантик … 
Есть дети, которым с трудом даются игры, занятия. Любое дело требует от них большого напряжения и полной самоотдачи. Им трудно справляться с заданиями, требующими использования мелкой и крупной моторики, трудно воспринимать окружающий мир, обрабатывать сигналы, поступающих от органов чувств. Эти трудности очень рано начинают воздействовать на их самооценку и поведение в социуме. Таким детям нужна своевременная помощь и понимание, их необходимо вовремя подбодрить и не скупиться на похвалу. 
Родители, как правило, внимательно наблюдают за своим ребенком. Они хорошо его знают и очень скоро начинают чувствовать, что он развивается не так, как другие дети. Они не знают, чем объяснить его затруднения, но уже хотят ему помочь, подыскивая подходящие развивающие упражнения, которые можно было бы встроить в обычную жизнь семьи. 
Таблица сенсомоторного развития поможет составить общее представление о сенсомоторном развитии ребенка 4–5 лет в рамках его общего развития. 
Обращаем внимание, что у разных детей может наблюдаться более раннее или более позднее развитие той или иной функции и соответственно сильно различаться показатели по колонкам. Возможно, ребенок владеет одной функцией, опережая свой возраст, в то время как другая развита на уровне данных, приведенных в Таблице. Большое значение здесь имеют индивидуальные способности ребенка и то, насколько часто он «упражняется» в развитии тех или иных способностей. 
!!!!Часто ребенок не справляется с тем или иным заданием, потому что у него нет достаточного опыта в этой области. В этом случае, разумеется, с ним нужно заниматься, чтобы развить недостающие способности. Если центральная нервная система достаточно развита, при помощи упражнений ребенок сможет в короткие сроки добиться положительных результатов!!!
Если ребенок не достигает уровня развития определенных функций, указанных в Таблице, это должно послужить для родителей сигналом тревоги. Если же сравнить показатели развития по разным колонкам для одного и того же ребенка, можно без труда определить, в чем ребенок отстает, по какой из них темп развития явно замедлен и наблюдаются нарушения.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

4 лет

4,5 лет

5 лет

 

Находит три спрятанных предмета

 

Повторяет жест – поднять большие пальцы обеих рук

 

Складывает фигуру человека (из 6 частей)

 

Различает «мальчик» и «девочка

 

Узнаёт фигуры частично перекрывающие друг друга

 

Расставляет по местам 10 фигур различной формы

 

Узнаёт часть и целое

 

Составляет 5 пар животных

 

Рассортировывает предметы по трём родовым категориям

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

 

Режет ножницами.

Застегивает и расстёгивает пуговицы

 

Рисует крест

 

Продевает нитку в иголку

 

Лепит шар и змейку.
Моет и вытирает руки.

 

Самостоятельно намазывает хлеб

 

Вырезает ножницами по контуру

 

Откручивает болт, поворачивает ключ в замке

 

Рисует человека (головонога)

 

Наливает себе напиток

КРУПНАЯ МОТОРИКА

 

Свободно спускается по лесенке с переменой ног. Спрыгивает двумя ногами с дивана

 

Делает прыжок с места на 50 см в длину

 

Встаёт из положения лежа не опираясь на руки

 

Делает 5 прыжков подряд на двух ногах. Шагает, размахивая в такт руками

 

Делает 5 прыжков вправо-влево через линию

 

Делает два прыжка на одной ноге

 

Удерживает равновесие, стоя на каждой ноге, по 2 сек.

 

Пробегает 30м за 15 секунд

 

Удерживает равновесие, стоя на одной ноге, по 5 сек. на каждой

РЕЧЬ

 

Спрашивает: «Кто?», «Где?», «Когда?», «Куда?», «Почему?»

 

Отвечает на три вопроса о назначении предметов

 

Использует предложения из 5 слов

 

Повторяет короткий рассказ. Употребляет придаточные предложения

 

Рассказывает, что произошло за день

 

Заканчивает 3 условных предложения вида «Если …, то …»

 

Объясняет смысл игры

 

Повторяет предложения из пяти слов

 

Называет три цвета

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

 

Показывает все, что летает. Кладет предмет на что-либо, под что- либо

 

Показывает три цвета

 

Определяет предметы, относящиеся к трем родовым понятиям (мебель, фрукты, инструменты).

 

Понимает утром/вечером. Знает большой и указательный палец

 

Понимает слова больше/больше всего

 

Понимает на слух простые правила игры

 

Исполняет просьбу: «Дай мне два …»

 

Понимает слова: толстый – тонкий, прямой - кривой

 

Понимает слова: гладкий – шершавый, тяжелый – легкий.


Зрительное и слуховое восприятие -  отражают то, что воспринимает центральная нервная система.
Мелкая, общая моторика, речь  -  показывает то, что исходит из головного мозга.



Комментариев нет:

Отправить комментарий